Блог

Смыслы спектакля МЮНХГАУЗЕН

2024-12-13 06:54

Режиссёр и художественный руководитель «ТЕАТРА И-ОН» Антон Митнëв в интервью изданию pervoe.online рассказал о создании спектакля «Мюнхгаузен по пьесе Григория Горина

Основатель театра — режиссёр и актёр Антон Митнёв, за девятнадцать лет служения в четырёх государственных театрах сыграл сотни спектаклей, поставил несколько мюзиклов, драматических спектаклей и телесериалов.

– Антон, расскажите, как вы пришли в театральную профессию?

Моë знакомство с театром началось с театрального кружка, ставшего толчком к поступлению в театральную студию. В 11 классе я уже дебютировал на профессиональной сцене в Южно-Казахстанском Областном театре (г. Шымкент, Казахстан) и прослужил в нём 4 года, отыграв около 40 ролей. Поступив в Алматы на кинорежиссёра и актёра, уже на 3 курсе я вышел на сцену «Академического театра драмы имени М. Лермонтова», которому посвятил 10 лет и сыграл более 30 ролей. А затем - переезд в Москву, где поступил в МИР-6 Бориса Юхананова при Электротеатре «Станиславский» в режиссёрско-актёрскую мастерскую. Удивительно, имея успешный театральный опыт в 17 сезонов, переучиваться заново, но что-то внутри меня требовало роста и изменений. Мастерская Юхананова основана на методе игрового театра А. А. Васильева. Главное отличие метода от классического – играть не от исходного, а от финала. То есть, действие развивается не «откуда», а в «куда?», не «почему» я оказался здесь, а «ради чего?» От этого и текст отдаётся иначе (ибо это уже не театр отношений, а театр идей), и актёры выставлены по-другому – с динамикой вперёд. Здесь актëры больше личности, соавторы, участники равноправного диалога, так как все вместе делают один финал. Меня такой театр захлестнул с головой.

– Помимо занятости в театре, вы упомянули съëмки в кино. Мир театра или кинематографа вам ближе?

Как мне кажется, кино и театр – это вообще разные профессии и сравнивать их не совсем корректно, хотя корень у них один. Скажу так: для меня театр – дом родной, а кино – скорее проектная история.

– Что сподвигло вас рассказать историю барона Мюнхгаузена? Чем вас заинтересовала пьеса Григория Горина?

Меня, в первую очередь, зацепил финал: если в фильме Марка Захарова барон улетал один, то в пьесе он идëт по лунной дорожке вместе с Мартой. То есть, это не монолог героя, а как минимум диалог двух. Союз Мюнхгаузена и Марты утопичен: Марта хочет любви в законе, а барон в первой же сцене говорит, что это невозможно. Почему?
...парадоксы продолжают быть неразрешимыми, и остаётся только иронизировать.
Погрузившись в текст и заглянув под слой колкого юмора Горина, мне открылись горячие идеи и парадоксы этой многослойной пьесы. Барон женат и не может развестись с законной женой не из-за чудачеств, а потому что венчан. Церковь и по сей день не развенчивает, а только позволяет второй и третий браки: ведь венчание – это Таинство с Причащением, где две души соединяет кровь Христа, и ничто человеческое расторгнуть этот союз не может. Баронессу Якобину барон не любит – их венчали по соображениям выгодного брака двух родов, а полюбив Марту, быть с любимой не может. Получается противоречие: Господь призывает жить по любви, а барону жить по любви недопустимо, потому что венчан по законам Библии. И как жить – по Богу, но против Библии, или по Библии, но против Бога? Абсолютно недопустимое столкновение.

Тогда барон предлагает вариант: сделать новый день – 32 мая и перезапустить мировой календарь, всё мироустройство, обнулить церковные книги! Иными словами, пересмотреть человеческое прочтение Бога. А как на такие жгучие слова реагировать обществу, которое построило этот мир на морях крови поисков истины и выведенных из этого компромиссах? Разумеется, таких перестроек допустить нельзя. Таким образом, парадоксы продолжают быть неразрешимыми, и остаётся только иронизировать, оставив без ответа вопрос: как ввести любовь в закон?