Притча о людях: спектакль "О мышах и людях"
31 марта 2024 года молодой независимый театр "ТЕАТР И-ОН" (Москва) выпустил премьеру по повести Джона Стейнбека "О мышах и людях". Режиссёр - один из его художественных руководителей, основатель театра Антон Митнёв.
"ТЕАТР И-ОН" создали выпускники режиссерско-актёрского курса МИР-6 Бориса Юхананова. Первый спектакль коллектив выпустил в июле 2023 года. Это был "Мюнхгаузен" по пьесе Григория Горина.
"О мышах и людях" - прекрасная повесть Джона Стейнбека. В ней нет ни одного лишнего слова, всё взаимосвязано и каждую реплику, каждое событие хочется анализировать; шикарный материал и для кино, и для театра. И не удивительно, что коллектив, который одним из художественных принципов заявляет минимум декораций, выбрали Стейнбека: текст работает даже среди голых стен.
Начинается спектакль с пантомимы-пролога: внутри металлической конструкции-куба-клетки артисты создают динамическую инсталляцию-метафору по мотивам картины Рембрандта "Снятие с креста", которая в это время проецируется на задник сцены. Звук, свет, динамика мгновенно создают атмосферу, задают ритм.
Такая спорная "мышеловка" заставляет задуматься тех, кто пришел на спектакль подготовленным, то есть прочитав повесть. При чём же здесь распятие? Подложили постановщики "ежа" в головы. Какие времена, таков и Спаситель? Герой Ленни, которого снимают с конструкции, в силу своих интеллектуальных особенностей почти безгрешен и не имеет дурных намерений, но опасен для окружающих. Фактически - убийца. И в этом конфликт: злодей он или нет? Как судить того, кто "не ведает, что творит"? Или здесь история как раз о тех, кому жаль Ленни, кто знает, что нет в нём зла? Не сотвори себе кумира, как говорится…
Название повести Стейнбек дал под впечатлением от баллады Роберта Бёрнса "К полевой мыши, чьё гнездо я разорил своим плугом", в котором автор видит разницу между человеком и мышью, равно терпящими бедствия, в том, что мышь, потеряв дом, продолжает хлопотать о насущном, тогда как человека угнетают мысли о прошлом и страхи перед будущим.
Ленни рефлексии лишён, как мышь. Его влечёт все мягкое и пушистое, но при этом он не способен оценить свою физическую силу; его нежность опасна для всех, на кого она направлена. Ленни в исполнении Евгения Жигаленкова - большой ребёнок, наивный, с открытым лицом и робкой улыбкой. Лёгкая рубаха из льна или хлопка подчёркивает развитую мускулатуру, широкую грудную клетку артиста. Ему удаётся произвести впечатление силы, мощи не только и не столько благодаря физической исключительности, сколько благодаря пластике, некоторой медлительности.
Джордж в исполнении Григория Некрасова, страдая от партнёрства с физически мощным, но слабоумным Ленни, в то же время совершенно искренне заботится о нём, страшится того, что его партнёр может натворить и не может его бросить. Может быть, он ближе к образу Христа и Ленни - его "крест"?
Удивляет один странный элемент в одежде Джорджа: у куртки цвета африканского хаки с закатанными рукавами есть…погоны. Очень неожиданно для работяги, перебивающегося подработками на ранчо. Учитывая метафору из пролога, "роль" Джорджа здесь - Пилат? Почему? Не потому ли, что в повести неоднократно отмечается, что если есть пара - есть возможность с кем-то поговорить и здесь отсылка к булгаковской паре Пилат-Иисус? Собственно говоря, возможность и право голоса в повести - главное.
В спектакле "ТЕАТР И-ОН" Ленни и Джордж скованы одной цепью, как каторжники, идущие по этапу. Только Ленни даже не замечает оков, невольно травмируя Джорджа. Дуэт Григория Некрасова и Евгения Жигаленкова чётко держит темпоритм, завораживая, интригуя зал. Они никуда не спешат, но перетягивают свою цепь, демонстрируя две силы: силу физическую и силу духа.